Музыка, искусство, путешествия

Музыкальное развитие детей с особенностями аутистического спектра. Некоторые мысли из личного опыта.

В статье "Удивительная история особенного музыканта", ранее опубликованной на этом сайте, рассказывается о непростой, но, в то же время, удивительной истории пианиста с аутизмом… Но тот текст не содержит практических рекомендаций или мыслей, он скорее является неким воодушевляющим инструментом, призванным поверить в кажущееся невозможным, и предназначена, прежде всего, родителям. Однако, стоит признать, что на пути развития таких детей встаёт множество проблем и препятствий. Среди них — непонимание со стороны педагогов, как заниматься с особенными учениками.
Cледует признать, что дети с расстройствами аутистического спектра действительно кажутся не вполне обучаемыми, в зависимости от степени спектра. Я не возьму на себя смелость давать какие-либо советы родителям или педагогам детей с тяжелой степенью аутизма. Но могу высказать робкие умозаключения, основанные на реальном жизненном опыте, применимые к детям с РАС с сохранным интеллектом. Всё сказанное ниже - это мои личные выводы, которые опираются на собственные опыт и наблюдения в течение нескольких лет. Я не обещаю, но постараюсь в дальнейшем сделать побольше статей по этому вопросу, если получится собраться с мыслями.
Итак, в обучении музыке детей с высокофункциональным аутизмом, если приложить усилия, можно достичь весьма неплохих результатов, внушающих оптимизм.
Не буду распространятся на тему педагогических методик музыкального образования детей с РАС, поскольку таковых просто нет, так как все "особенные" дети совершенно разные, но есть моменты, которые могут быть общими для многих представителей этой группы детей, и на которые нужно обращать внимание. Я затрону только малую часть тех вопросов, которые могут возникнуть, и только применительно к ВФА (высоко-функциональному аутизму).
⁠⁠Первая проблема, которая, наверняка, есть у большинства детей с РАС - это проблема скорости восприятия услышанной информации. Поясню. Если обычному (нормотипичному) ребёнку поставить задачу или задать вопрос, можно наверняка предполагать, ожидать, в какой момент последует реакция на вопрос или задачу. С особенными детьми это не пройдёт. Они слышат иначе. У них замедленная реакция на речь и на просьбы, потому что мозг по-другому обрабатывает полученные сигналы или информацию. Поначалу даже может показаться, что ребёнок глухой. На самом деле, он всё слышит, но деятельная реакция на услышанное/увиденное может задерживаться. Иногда это касается только определённых непривычных или новых сценариев. Но бывает, что ребёнок привыкает к сценарию, и ситуация ему уже не кажется новой, и он со временем начинает "слышать вас" быстрее. Поэтому лучше свои просьбы или задачи укладывать в минимальное количество слов, обращаться как можно более простыми и короткими предложениями, делая паузы между ними, а порой и повторяя что-то несколько раз, а также необходимо дать время ребёнку на усвоение услышанного. То есть, не посылать ему одну за другой задачи и "расширить" интервалы между просьбами, набраться терпения. Говорить ровно и внятно, не комкая слова.
⁠Следующая, не менее важная проблема, которая стоит в одном ряду с предыдущей, а может даже более важная в части фортепианных уроков - это аппарат и координация. Очень многие дети с РАС имеют очень плохую координацию и зажатый аппарат. Часто становится проблемой отношение педагогов к этому вопросу. В ряде случаев педагоги, поняв, что имеют дело с "особенным" ребёнком, решают что он бесперспективен, поэтому превращают уроки в некое развивающее облегчённое время-провождение, не надеясь, что ребёнок может заиграть. Процесс может затянуться, и когда ребенок психически взрослеет и становится более обучаемым, у него запущенный аппарат и плохо поставленные руки. Поэтому напрашивается вывод, что детям с РАС, обучающимся музыке, просто необходимо уделять гораздо больше времени и внимания аппарату. Практически у всех таких детей напряжены плечи, спина, шея. Руки и кисти могут работать очень резко, толчками. Этим детям, если есть хоть малейший шанс, что ребёнок музыкален и может играть, нужно ставить руки - долго и упорно. И обязательно следить за спиной. В итоге удастся добиться того, что ребёнок почувствует свободу и его игра станет естесственной. А остальное будет зависеть от природной музыкальности.
У детей с аутизмом часто слабый или, наоборот, повышенный тонус. Всё это отражается на посадке и работе рук. Поправить это можно, но на это нужно время, терпение и участие родителей. Я считаю, что педагоги должны настойчиво просить присутствия на уроках с такими детьми родителя, который должен понимать, как заниматься с ребёнком дома. Иначе результата можно не ждать. Только упорная регулярная каждодневная работа дома приведёт к желаемому результату.
Что касается комплексного подхода, то могу с уверенностью сказать, что среди детей с РАС есть не просто обучаемые, а очень обучаемые. Некоторые дети даже легче обычных детей воспринимают занятия по теории. Ни в коем случае нельзя лишать детей с ВФА (высокофункциональным аутизмом) полноценного образовательного цикла. Они и в хоре с детьми могут петь, и на сольфеджио заниматься. Вначале можно подключать у урокам кого-то из родителей. Мы с мужем в первое время поочерёдно сидели рядом с сыном на уроках сольфеджио в первой музыкальной школе, ему так было комфортнее. В школе при консерватории на уроках с классом он уже сам.
Ещё одна большая проблема - речевая. Многие дети с РАС не говорят, либо говорят с трудом. Им очень сложно формулировать мысли. И очень трудно выделять главное и отсекать ненужные детали. Они могут излагать мысли путанно, долго, не пропуская ни одной мелочи. Некоторые вообще не могут говорить и пользуются только письменной речью. У нас Андрей с огромным трудом говорил. Еле-еле связывал мысли. Но при этом, читал и пел он совершенно свободно. Сейчас речь улучшилась, но в мыслях и формулировках часто путается. Причём, чем больше он занимался музыкой, тем легче становилась речь. Но надо понимать, что, несмотря на видимые улучшения, странности всё равно останутся. Но эти странности не могут помешать им вырасти в больших музыкантов.
  • Октябрь 2015 ("вытягивание" речи музыкой):
  • Октябрь 2016 ("вытягивание" речи музыкой - результат через год):
⁠Что для этого нужно? Работа педагога в школе должна обязательно происходить в плотном взаимодействии хотя бы с одним из родителей. Идеально было бы, если бы такой родитель имел хотя бы базовое музыкальное образование. У нас в семье нет ни одного музыканта, и никто не имеет даже базового музыкального образования, никто из нас не учился в музыкальных школах, поэтому приходится вникать в детали, не понимая базовой сути. Но даже в такой ситуации можно наладить образовательный процесс дома.
Данная статья - это даже не капля, а маленькая доля капли нужной информации, поскольку все дети разные, и мой опыт не обязательно будет похож на чужой. Некоторые дети чувствительны тактильно. Но одно можно сказать точно, - занятия музыкой вытаскивают ребёнка из болезненных проблем, связанных с аутизмом. Именно профессиональные занятия - многочасовые ежедневные. Не нужно ждать чудес, но нужно запастись терпением и настроиться на длинный путь, учитывая индивидуальный темп ребёнка. Главное - заниматься профессионально.
Возможно, удастся написать ещё пару статей по данному вопросу, если удастся собрать мысли и оформить их текстом. А пока, для поднятия настроения - любопытная запись с открытого урока по сольфеджио в ДМШ. Здесь Андрей делает доклад на тему грузинской культуры. Интересна реакция ребёнка на попытки учителя сократить его сообщение. Как я говорила, эти дети медленно реагируют на инструкцию или задачу. При этом они очень ответственны. То есть, если подготовился, то не остановится, пока не выскажет всё, как учил.
О жизни Достижения Образование Личный опыт